Воскресенье
28.04.2024
16:30
Форма входа
Категории
Буси-до [4]
История вооружений [4]
Описания и изображение оружия и военных приспособлений.
Исторические очерки [5]
Поиск

Информеры


Курс Bitcoin к USD

btcBank - покупка биткоинов. курс биткоина


Flag Counter
Последние статьи
[21.02.2016]
Платежная система PAYEER и бонусы для нее
[04.02.2016]
Облачный майнинг Genesis Mining, HashOcean, Hashflare
[20.01.2016]
Собираем Биткоины - Collect Bitcoins
Последние файлы
[28.05.2015]
Nurarihyon no Mago ~Sennen Makyou~ - ED2 Single - Departure OST
[22.05.2015]
Словарь чтений японских имен и фамилий
[22.05.2015]
Сэйго Хатояма: “Японо-русский русско-японский словарь современного сленга и ненормативной лексики”
Облако тэгов
Block title
TinyDeal INT
Категории раздела
Буси-до [4]
История вооружений [4]
Описания и изображение оружия и военных приспособлений.
Исторические очерки [5]
Оплатить услуги


Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 157
...
TinyDeal INT
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик тИЦ и PR

Яндекс.Метрика
установить такую статистику
О пользователях
» Зарег. на сайте
Всего: 210
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 0
Проверенных: 0
Обычных юзеров: 190
» Из них
Парней: 147
Девушек: 63


Узнай свой IP адрес

Empire Ishido

Каталог статей

Главная » Статьи » История » История вооружений

ДОСПЕХ О-ЁРОЙ: Часть 3
продолжение

Цвета и узоры шнуровки доспехов

Хоро все-таки не использовалась повсеместно, и самым заметным отличием воина оставалась раскраска его доспеха. По этому поводу существует множество домыслов, связанных скорее с недостаточным знакомством с опубликованными (правда, на иностранных языках) работами, чем с малым количеством информации. Самое распространенное заблуждение, касающееся шнуровки – то, что каждый самурайский род имел собственный узор и сочетание цветов. Нет никаких сведений, подтверждающей эту точку зрения, хотя определенную идентификационную информацию, несомненно, шнуровка несла.

 

Дело в том, что самурайские вожди предпочитали определенные цветовые сочетания, что прекрасно иллюстрирует эпизод из «Неофициальной истории Японии» («Нихон гайси») Рай Санъё (1780-1832), относящийся к 1184 г.: «Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <...> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна».

 

Определенный цвет и рисунок шнуровки пышных, по сравнению с обычными воинами, доспехов, позволял предполагать, с кем ты встретился в бою. Примером служат слова самурая Морицуги из Эттю, сказанные им, согласно «Хэйкэ моногатари», в знаменитой битвой при Данноура в 1185 г.: «Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ – А.К.), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!». Забота самурая была не лишней – как правило, в X-XV вв. в Японии сражение разделялось на множество поединков, и отрубивший голову знатному противнику пользовался особым уважением. Существовал даже специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из древнего Китая и означавший «взял голову и получил повышение».

 

Окраску доспеха определял цвет шнура одосигэ, что дословно означает «устрашающий волос». Эти плоские, шириной приблизительно в палец, шнуры могли быть кожаными (кава-одоси) или шелковыми (ито-одоси). Несомненно, самым популярным плетением во все эпохи было одноцветное сугакэ-одоси. Охотнее всего использовались оранжевый (хи), красный (ака), малиновый (куренай), сиреневый (мурасаки), зеленый (моэги) и синий (кон) цвета.

 

Сохранившиеся батальные картины чаще всего показывают доспехи с красным плетением, поскольку, согласно древнекитайским философским канонам, красный цвет считался предпочтительным для воина. Широкое употребление этого цвета, вероятно, является преувеличением, так как красные шнуры, особенно шелковые, были весьма чувствительны к ультрафиолетовым лучам и быстро выцветали на солнце, а затем и теряли прочность. Доспехи с таким плетением очень плохо сохранились до настоящего времени. По-видимому, самой популярной окраской в последние годы Хэйан и в период Камакура была черная, по крайней мере для воинов низкого ранга. Литературные источники изобилуют описаниями самураев в доспехах с черным кожаным плетением. Если у низкорожденных самураев доспехи были преимущественно одноцветными, знатные воины часто отличались многоцветным, узорчатым плетением, более трудоемким и, естественно, более дорогим.

 

Одна из древнейших раскрасок – кодзакура-одоси, когда на белых, желтых или палевых кожаных шнурах выштамповывался мелкий рисунок в виде цветочков японской вишни сакура, обычно темно-синих, коричневых или зеленых. Другой старинный рисунок плетения – омодака-одоси. При нем на содэ и кусадзури выплеталось несколько цветных шевронов, обращенных углом вниз. Обратный рисунок, когда угол шеврона был обращен вверх, назывался «перевернутым» — сага-омодака одоси. Назывались такие доспехи по цвету фона,  например,  хи-омодака одоси  означает, что рисунок располагался на оранжевом фоне. Закономерностей в распределении цвета шевронов не обнаружено, однако внешний обычно контрастирует с цветом основы – бывает светлым на темном фоне или наоборот. Описанные варианты появились, видимо, на рубеже X-XI вв. и пользовались большой популярностью во время войны Минамото и Тайра.

 

Доспех о-ёрой с плетением цумадори.

Хорошо видны шнуры наплечников содэ, не прикрытые нагрудными пластинками сэндан-но ита и кюби-но ита.

 

Особое название (цумадори-одоси) имел рисунок,  при котором выплеталась только половина описанного шеврона, и, таким образом, угол содэ или кусадзури был другого цвета. Цумадори-одоси вошел в моду в период Камакура и часто употреблялся в начале периода Муромати. Узор на доспехах мог быть и достаточно простым, например, на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда содэ и татэагэ были белыми. Такая окраска называлась катасиро одоси (ката  плечо, сиро — белый). Вместо белого часто использовались красный и малиновый цвета, тогда название менялось соответственно на ката-ака и катакуренай. Обратный вариант,  когда полосы другого цвета располагались снизу, назывался коситори-одоси (коси означает «бедра»). Обе окраски были достаточно популярны во все исторические периоды.

 

Доспех о-ёрой с плетением омодака.

Отогнутые назад фукигаэси и широкий назатыльник сикоро характерны для конца XIII – начала XIV в.

 

Если доспех был полосатым, плетение называлось дан-одоси, при этом в названии указывались оба цвета (например,  консиро дан-одоси значит: сине-белое плетение в полоску). Если же каждая следующая полоса была другого цвета, доспех назывался "разноцветным” — ироиро одоси. Когда цвет полосы при раскраске ироиро одоси посередине менялся на другой, рисунок назывался катамигавари одоси (дословно «замена у половины тела»). Эти раскраски были популярны в конце эпохи Муромати, в период Сэнгоку-дзидай (XVI в.).

 

Более сложным и элегантным было плетение  сусого-одоси,  когда цвет каждого ряда приобретал более темный оттенок начиная от верхней белой полосы к нижней. Как правило, основными  цветами были малиновый, сиреневый, синий или зеленый. Очень часто между белым и основным цветом помещалась желтая полоса. Если светлые оттенки располагались снизу, а темные сверху, окраска называлась ниои-одоси. Оба вида плетения вошли в моду в период Гэмпэй. Более редкие виды шнуровки доспехов были сикимэ-одоси  (шахматный узор, чаще сочетание темного тона с белым цветом), монгара-одоси (когда в основании лежал рисунок креста или  японской свастики, мандзю, обращенной влево) и татэвакэ-одоси (несколько вертикальных извилистых линий на плетеных частях доспеха).

 

Различные варианты плетения.

Слева направо, сверху вниз: акакатасиро, ироиро, кон-сусогу, курэнаидан, косакура, омодака.

Дополнительные части доспеха

Описанный основной доспех дополняли мелкие детали – котэ и сунэатэ. Котэ назывались наручи из толстой тканевой основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от основания пальцев до плечевого сустава. На ткань нашивались четыре черненые металлические пластины — округлой формы в области запястья и локтя и продолговатой над плечом и предплечьем. Пластины (за исключением локтевой) соединялись между собой кольчугой, и были богато украшены золотыми насечками. Натянув котэ до плеча, его завязывали шелковыми шнурками под противоположной подмышкой. С внутренней стороны наручь плотно шнуровали, максимально обтягивая руку. С доспехом оо-ёрой всегда носился только один, левый,  котэ,  а правую руку оставляли свободной, чтобы легче было стрелять из лука.

 

Типичный для XI-XIII вв. одиночный левый наруч котэ

 

Поножи сунэатэ в то время состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких вертикальных, подвижно  соединенных между собой с помощью железных петель, напоминающих современные дверные. Они закрывали только переднюю поверхность голени, оставляя ногу открытой сзади. Узор на пластинах, обычно золотом по вороненому металлу, совпадал с таковым на котэ. Стандартным рисунком были 1-2 горизонтальные полосы разной ширины и декоративная накладка позолоченной меди в виде хризантемы или рисунка «девять звезд». Сунэатэ были короткими и доходили только до нижнего края колена. На ноге они удерживались двумя широкими лентами, завязанными сверху и снизу.

        

Под доспех надевали костюм ёрой хитатарэ, или просто хитатарэ. Это было платье из двух частей куртки с длинными, до середины бедра, полами и широкими (хотя уже, чем у "охотничьей одежды”) рукавами, и шаровар, доходящих до лодыжек. Куртку, не имевшую застежек, запахивали слева направо, заправляли в шаровары и подвязывали широким поясом оби. По краю штанов и рукавов пропускали тонкие шнурки кукури, которыми подвязывали одежду соответственно под коленом и на запястьях. Чтобы свободные концы рукавных шнурков не мешали в бою, из них делали петлю и цепляли ее за средние пальцы рук.

 

Ноги ниже колен закрывали "гетрами” кайхан. Их кроили в виде прямоугольных кусков ткани, которые сшивали по задней поверхности, оставляя сверху и снизу пару довольно широких лент из той же материи. Этими лентами потом завязывали под коленом и над лодыжками, чтобы "гетры” не сползали. В качестве обуви служили "ботинки” из медвежьей шкуры мехом наружу цурануки. Непонятно, употребляли ли уже тогда носки таби с отдельным большим пальцем (для более удобного ношения сандалий), поскольку современные иконографические источники показывают только два вида обуви или в меховых ботинках, или босиком. Правда, в качестве доказательства часто используют упоминание из Хэйкэ моногатари, что знаменитый патриарх рода Тайра, Киёмори, в молодости носил гэта (деревянные сандалии на двух высоких дощечках), однако, сказанная в оригинале в ироничном тоне, эта фраза говорит лишь о том, что Киёмори был настолько беден, что даже не имел лошади.

 

По бокам хитатарэ имело широкие разрезы для более свободных движений, через которые была видна нижняя одежда кимоно из куртки и подштанников. У воинов высшего ранга кимоно было из шелка, у менее знатных из грубой конопляной ткани. Обязательно одноцветное, обычно белое "исподнее” контрастировало с ярким, узорчатым хитатарэ, которое шили из парчи, украшенной разнообразными узорами чаще всего кропотливым и очень богатым рисунком каракуса "китайская трава”. Другими рисунками в эпоху Хэйан могли быть изображения птиц (журавлей, аистов, диких уток, зябликов, куликов), насекомых (стрекоз, бабочек), цветов (глицинии, павлонии, хризантемы, сакуры) и, более редко, абстрактных объектов, например, мицудомоэ. Предпочтение отдавалось ярким цветам красному, оранжевому, желтому. Хитатарэ обычно контрастировало с цветом шнуров доспеха и почти всегда с цветом левого нарукавника котэ, в целом создавая весьма яркий и красочный образ.

 

О-ёрой всегда был привилегией военной знати, и пик его использования приходится на XI-XIII вв. Уже в XIV в. с потерей конными лучниками ведущей роли на поле боя он утратил свое военное значение. Однако его продолжали носить многие военачальники, подчеркивая свое исключительное положение, и производили о-ёрой фактически до самого падения сёгуната Токугава в 1867 г. Производство этих доспехов было трудоемким и медленным делом, стоили они дорого и даже использовались как средство оплаты – в 1190 г. первый сёгун из рода Минамото, Ёритомо (1147-1199) оштрафовал правителя северной провинции Дэва «за плохое управление», заставив предоставить 200 комплектов доспехов.

 

Нередко о-ёрой веками передавались в знатном роду, являясь наследием клана. Хорошо, например, известны названия наследственных доспехов Минамото, правда, восстановить по ним их внешний вид довольно трудно. Кроме уже упоминавшихся «Круглых коленей», это были «Семь и Восемь драконов» – по числу нагрудных и наспинных плетеных рядов, «Число лун» – из-за двенадцати горизонтальных рядов на двух наплечниках содэ и, видимо, на до, «Число дней» – 364 звезды, изображенных на доспехах, вероятно, в стиле кодзакура-одоси, «Шнуры-водоросли» – с плетением в стиле омодака-одоси. В роду же Тайра исстари старшему сыну передавались меч «Когарасу-мару» и «фамильный Китайский панцирь из тисненой золотыми бабочками тигровой кожи», как он описывается в «Хэйкэ моногатари».

     


Источник: http://xlegio.ru/


Категория: История вооружений | Добавил: Setsuna (23.08.2010)
Просмотров: 963 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0