Воскресенье
28.04.2024
08:00
Форма входа
Категории
Буси-до [4]
История вооружений [4]
Описания и изображение оружия и военных приспособлений.
Исторические очерки [5]
Поиск

Информеры


Курс Bitcoin к USD

btcBank - покупка биткоинов. курс биткоина


Flag Counter
Последние статьи
[21.02.2016]
Платежная система PAYEER и бонусы для нее
[04.02.2016]
Облачный майнинг Genesis Mining, HashOcean, Hashflare
[20.01.2016]
Собираем Биткоины - Collect Bitcoins
Последние файлы
[28.05.2015]
Nurarihyon no Mago ~Sennen Makyou~ - ED2 Single - Departure OST
[22.05.2015]
Словарь чтений японских имен и фамилий
[22.05.2015]
Сэйго Хатояма: “Японо-русский русско-японский словарь современного сленга и ненормативной лексики”
Облако тэгов
Block title
TinyDeal INT
Категории раздела
Буси-до [4]
История вооружений [4]
Описания и изображение оружия и военных приспособлений.
Исторические очерки [5]
Оплатить услуги


Опрос
Какой раздел сайта интереснее
Всего ответов: 39
...
TinyDeal INT
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик тИЦ и PR

Яндекс.Метрика
установить такую статистику
О пользователях
» Зарег. на сайте
Всего: 210
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 0
Проверенных: 0
Обычных юзеров: 190
» Из них
Парней: 147
Девушек: 63


Узнай свой IP адрес

Empire Ishido

Каталог статей

Главная » Статьи » История » История вооружений

ДОСПЕХ О-ЁРОЙ: Часть 2
продолжение

К каммури-но ита спереди и сзади крепили по медному кольцу и еще одно кольцо было на четвертом снизу ряду содэ, по заднему краю. К двум верхним кольцам цепляли двойные шелковые шнуры с пышной кистью на конце, к третьему – одинарный шнур. Ими содэ крепили к доспеху. Передний верхний шнур привязывали к передней петле наплечника ватагами. Шнур, идущий от заднего кольца каммури-но ита, цепляли к большому банту из толстого крученого шелка на спине воина. Этот бант, агэмаки, висел на медном кольце, приклепанном к той самой задней «вывернутой» пластине сака-ита. Шнуры от нижнего заднего кольца тоже привязывали к банту, но так, чтобы они пересекались с верхними шнурами. Похоже, что другого практического значения агэмаки не имел, однако он оставался декоративной частью доспеха еще очень долгое время после того, как перестали применять содэ.

 

Описанное крепление наплечников, несмотря на их громоздкий внешний вид, позволяло свободно стрелять из лука, что было первоочередным делом в то время. При стрельбе содэ «съезжали» за спину, не мешая движениям лучника, а когда воин опускал лук и брался за поводья, возвращались на место, прикрывая руки до локтя.

 

Нижние горизонтальные ряды и набедренников, и наплечников существенно отличались от остальных. Как и сака-ита, их выворачивали наизнанку, поэтому они выделялись на фоне цветной шнуровки доспеха блестящей черной поверхностью с двумя рядами "ромбов” (хиси) – крестообразных перехватов кожаного или шелкового шнура. От них пластина и получила свое название хисинуи-но ита, что означает «пластина, плетеная ромбами». Эти заметные шнуры всегда красные или алые. На некоторых старых доспехах они выглядят розовыми или желтыми, но это связано с естественным выцветанием красок от времени. Сочетание алых шнуров на нижних пластинах с почти всегда алыми бантом агэмаки и шнурами, крепящими содэ, определенным образом унифицировало все пластинчатые доспехи вне зависимости от цвета их остальных частей.

1. Медное навершие кувагата

2. Отвороты шлема фукигаэси, покрыты кожей эгава и украшены умбонами в виде хризантемы

3. Пластина сэндан-но ита из трех горизонтальных рядов пластин санэ

4. Цельнометаллическая пластина кюби-но ита

5. Кожаный нагрудник цурубасири

6. Набедренники кусадзури из 5 рядов пластин санэ

7. Поддоспешник ёрои-хитатарэ, состоит из широких штанов и куртки одного цвета

8. Защитный наруч котэ (носился только левый)

9. Поножи сунэатэ; стиль оформления пластин как на котэ

10. Кожаные перчатки югакэ с характерным мелким рисунком

11. Обувь цурануки из медвежьей шкуры

12. Меч хёгогусари-но тати -подвешенный на цепочках"

13. Лук юми с рукоятью, находящейся на уровне бедер

14. Шлем кабуто

15. Назатыльник шлема сикоро

16. Большие наплечники о-содэ

17. Ваидатэ-но кусадзури - набедренник, соединенный с пластиной цубо-ита

18. "Гетры" кайхан (другое название - хабаки)

19. Носки таби

20. Малый меч косигатана

21. Веер оги

22. Колчан эбира

23. Стрелы (я)

24. Верх головного убора эбоси, выпущен через отверстие тэкэн

Кабуто японские шлемы

Шлем, надеваемый с о-ёрой, назывался кабуто. Он состоял из нескольких частей. Полусферический колпак шлема, хати,  делали обычно из 8 меридионально расположенных железных пластин. Каждую пластину крепили к соседней 5 заклепками так, что передняя несколько находила на заднюю.

 

Характерные для эпохи Хэйан очень крупные заклепки называются оо-боси «большие звезды». Однако уже в описываемый период они, следуя моде своего времени, несли скорее декоративную, чем практическую, функцию и только имитировали большие заклепки более ранних шлемов. Внутри же заклепки были полыми и даже имели альтернативное название карабоси – «пустые звезды». Вообще же слово хоси, которое действительно переводится как «звезда», вносит существенную путаницу в исторические исследования.

 

Многие переводчики, не имея достаточного представления о японских доспехах, полагают, следуя буквальному значению слова, что заклепки кабуто делались в виде звезд, однако в отличие от европейской культурной традиции, где звезда – это фигура с количеством лучей от 3 до 15, в Японии звезда – небольшой круг, отличающийся от, например, изображения Солнца только меньшими размерами.

 

Чтобы шлем выглядел симметричным, еще один ряд заклепок помещали на передней пластине хати, где они крепили железную полосу синодарэ, оканчивавшуюся внизу фигурно вырезанным наконечником, очень напоминающим европейскую геральдическую лилию. На простых шлемах единственная синодарэ выполнена из железа, на шлемах знати этих полос обычно три и они сделаны из позолоченной меди.

 

Синодарэ хорошо сочетаются с блестящим, вырезанным в виде хризантемы или листов лотоса, медным кольцом тэкэн канамоно, которое окружает довольно широкое отверстие тэкэн на вершине шлема. Первоначальный смысл этого отверстия не вполне понятен. Возможно, что оно имело ритуальное значение другое название тэкэн.

 

Хатиман-дза, указывает, что древние японцы полагали, будто через него в воина проникает дух бога войны Хатимана. Более прозаическое объяснение то, что тогдашние кузнецы не могли другим способом скреплять верхние края пластин, из которых ковался шлем, и скрывали их под кольцом. В описываемый период через отверстие выпускали верх длинной шапки эбоси. У воинов она была из плотного черного накрахмаленного шелка. Сминаясь особым образом, вместе с пучком волос на темени шапка играла роль подшлемника, которого в X-XII вв. еще не было. Подшлемник появился только на рубеже XII-XIII веков. Это был матерчатый мешок, прикрепленный к нижнему краю шлема и сверху стянутый пропущенным по краю шнурком. Кстати, подобный принцип до сих пор используется в современных военных касках.

Шлем кабуто начала 14 в.

По нижнему краю колпака хати шла узкая железная полоса косимаки. К ней приклепывали два, а чаще даже четыре кольца, через которые пропускали подбородочные ремни из толстого крученого шелка. К этой же полосе 3-5 позолоченными заклепками крепили назатыльник сикоро, обычно собранный из пяти горизонтальных рядов пластинок санэ. Верхние четыре ряда были переплетены такими же цветными шнурами одосигэ, как и на доспехе. Передние концы этих рядов загибались вбок и назад и назывались фукигаэси. Это одна из самых заметных и необычных частей японских доспехов, имеющая и большое практическое значение. Выступая вперед, фукигаэси хорошо закрывали лицо воина. Выстрелив из лука в сторону противника (влево), самураю достаточно было только повернуть голову прямо, чтобы лицо, самая открытая и уязвимая часть тела, оказалось прикрытым широкими отворотами. При попадании стрелы фукигаэси пружинили и ослабляли ее ударную силу. Кроме того, они хорошо закрывали лицо от удара меча, направленного сзади.

 

Вывернутые наружу, отвороты назатыльника выглядели так же, как и нижняя пластина сикоро – черными лакированными полосами с красными перекрестиями шнуров в стиле хисинуи, поэтому снаружи фукигаэси покрывали широкими прямоугольниками раскрашенной кожи с таким же рисунком, как и на остальных частях доспеха. Крепились они небольшими, часто расположенными позолоченными заклепками – фукурин. Кожей покрывали и небольшой козырек мабидзаси. Он был широким, с красиво вырезанным верхним краем и располагался почти вертикально, чтобы не препятствовать спуску тетивы. На каждом отвороте фукигаэси, в верхнем наружном углу, а иногда и посередине козырька помещали по круглой декоративной пластинке из позолоченной меди. Он называлась фукигаэси-но суэмон и в то время почти всегда имела вид более или менее пышной хризантемы, герба императоров Японии.

 

Еще один декоративный элемент располагался на задней поверхности чаши шлема хати. Это было медное кольцо, к которому подвешивали такой же шелковый бант агэмаки, как и на спине, только в несколько раз меньше. В эпоху Хэйан никакого практического значения это кольцо не имело, однако его название, касадзируси-но кан, говорит о каком-то отличительном знаке, крепившемся к нему в предыдущие эпохи. Вообще термин касадзируси буквально означает «значок на головном уборе». До введения заспинного знамени сасимоно, отличительного знака воинов в XVI в.,  обычными отличительными знаками были полоски материи разного цвета, размерами приблизительно 9-12 см на 30 см, на которые могли наносится различные надписи или родовые гербы.

 

Они привязывались на наплечники или шлемы и пик их использования приходится на XIV-XV вв. Нам представляется, что и в период централизованного государства, в VII-X вв. к этому кольцу крепили подобные ленты, но к войне Гэмпэй они вышли из широкого употребления. Нельзя также исключить, что к кольцу могли привязывать хоро. Хоро – это накидка из плотной материи ярких цветов, аналог европейского средневекового плаща, главным назначением которой было защищать от вражеских стрел, а второстепенным – вместе с цветом доспеха служить личным опознавательным знаком. В основном ее использовали в XII-XIII вв.

 

При быстрой скачке она раздувалась, как парус, для чего нижний конец хоро сзади заправляли за пояс. Как крепили верхний конец, окончательно не ясно. На большинстве современных гравюр накидка выступает из-под назатыльника шлема, однако встречаются необычные изображения и литературные описания, свидетельствующие о том, что хоро можно было и носить на груди, и, в особенности, перекидывать на грудь через шлем. Возможно, в таких случаях ее и привязывали к кольцу на кабуто. Интересно, что в эпоху Эдо некоторые самураи снова стали надевать накидку хоро, причем натягивали ее поверх каркаса из китового уса, так что даже в покое она выглядела раздувшейся от ветра, имитируя облик всадника с батальных рисунков периодов Хэйан и Камакура.
продолжение следует


Источник: http://xlegio.ru/


Категория: История вооружений | Добавил: Setsuna (23.08.2010)
Просмотров: 916 | Теги: ДОСПЕХ, О-ЁРОЙ | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0